МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
Тема: «Что написано пером».
Цели: Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Развитие творческого мышления.
Методы: Рассказ-беседа, работа в группах, самостоятельная работа
с текстом.
Оборудование: план-конспект, символические картинки, раздаточный материал.
Ход занятия.
- Индивидуальная работа с текстом (игровой момент).
Каждый из воспитанников получает листок со стихотворением, в котором перепутаны слова. Задание: расставить слова по своим местам.
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш!
Заточите карандаш!
Воспитатель предлагает детям поговорить о том, когда данный текст имеет смысл: до изменения или после него.
- Ввод в тему занятия.
На доске вывешиваются два символа: перо и топор. Воспитатель говорит, что в этих символах спрятана пословица и предлагает детям самим назвать ее. «Что написано пером – не вырубишь топором». Открывается тема занятия.
Вопрос: Как вы понимаете эту пословицу?
Постановка цели: на всех этапах занятия необходимо подтвердить справедливость данной пословицы.
- Рассказ-беседа.
- Назовите известные вам языки? (русский, английский, немецкий и т.д.).
- Как вы считаете, сколько языков существует в мире? (4000).
- Какие способу общения людей вы еще знаете? (письменный).
- Для чего еще нужна письменность? (чтение книг, которые являются источником информации).
- Когда еще вы используете умение писать? (на уроках, при выполнении домашнего задания, написании писем).
Воспитатель предлагает посмотреть, насколько хорошо дети овладели навыком письма. Педагог открывает написанное на доске письмо бывшего воспитанника интерната и предлагает его прочесть и обсудить:
Здравствуйте!
Пишу вам я. У меня все хорошо, учусь. Здесь я учусь хорошо, все нормально. Ходили вчера вместе в кино. А так все хорошо. Как у вас? Хочу на каникулах поехать. Напишите мне, как дела. Мои – хорошие. Был на празднике. Как ребята? Скоро собираюсь в гости. Напишите мне ответ. Жду письма.
До свидания.
Ребятам предлагается высказать свое мнение по поводу этого письма:
- Все ли понятно в письме?
- О чем хотел рассказать нам автор письма?
- О чем можно написать, отвечая на данное письмо?
- Возникает ли у вас желание «вырубить его топором»?
- Почему этого нельзя сделать?
4.Работа с текстами.
Вниманию ребят предлагаются две заметки из школьной стенгазеты, в которых два мальчика делятся своими впечатлениями об отдыхе в летнем лагере «Артек». Воспитатель читает заметки:
- Летом я отдыхал в лагере «Артек». Это хороший лагерь. Там рядом море, в котором мы купались. Вода была теплая, погода хорошая. Я загорел и научился плавать. В «Артеке проходили интересные мероприятия. Там у меня появилось много друзей. Мне очень понравилось в «Артеке»!
- Летом я отдыхал в лагере «Артек». Еще его называют всесоюзной здравницей. Потому, что в этом лагере отдыхают и поправляют свое здоровье ребята из разных стран. Лагерь стоит на берегу Черного моря. Оно поразило меня своей красотой. У берега вода голубая, дальше светло-зеленого оттенка, потом темно-синяя. А у горизонта море кажется черным на фоне голубого неба. Волны, покрытые белой пеной, как маленькие пушистые барашки, подкатывают к берегу друг за другом. Как здорово с разбега прыгнуть в них и плыть, наслаждаясь приятной прохладой. Мы с ребятами очень весело проводили время. Помимо купания, мы еще принимали участие в разных интересных мероприятиях. Это веселые посиделки у костра, спортивные соревнования, театральные постановки, конкурсы. Я подружился с мальчиками и девочками из разных стран. Слушая рассказы своих новых друзей, я, как будто путешествовал по всему миру. Мы обменялись адресами и будем переписываться. Вот сколько нового и интересного Дао мне отдых в лагере «Артек».
Обсуждение заметок:
- Какие ощущения возникли у вас после прослушивания первого, второго рассказа?
- Какую заметку вы поместили бы в газету?
- Как вы считаете, почему произведения известных вам писателей и поэтов читаются людьми на протяжении многих лет?
5.Работа в группах (творческая деятельность).
Воспитанники делятся на группы по 5-6 человек. Задание каждой группе: написать небольшой рассказ на заданную тему. Каждой группе дается карточка, на которой написана первая фраза рассказа:
- Этим летом я отдыхал в лагере…
- Вчера мы с ребятами ходили в поход…
- Недавно у нас в школе был спортивный праздник…
- Вчера мы смотрели по телевизору фильм…
Обсуждение рассказов.
6. Игра «Ералаш». Самостоятельная работа на закрепление материала.
Задание: составить стихотворение, переставив строчки во втором столбце таблицы:
Злой кабан
сидел на ветке
Пароход
томился в клетке
Соловей
точил клыки
Дикобраз
давал гудки
Кошка
физику учила
Маша
хвостик свой ловила
Буратино
шил себе штаны
Портной
все поел блины
Еж
накрыт к обеду был
Чиж
усами шевелил
Рак
летел под облаками
Стол
гонялся за мышами
Чайник
прыгал во дворе
Мальчик
булькал на костре
После расстановки должно получиться следующее:
Злой кабан точил клыки,
Пароход давал гудки,
Соловей сидел на ветке,
Дикобраз томился в клетке,
Кошка хвостик свой ловила,
Маша физику учила,
Буратино все поел блины,
Портной шил себе штаны,
Еж гонялся за мышами,
Чиж летел под облаками,
Рак усами шевелил,
Стол накрыт к обеду был,
Чайник булькал на костре,
Мальчик прыгал во дворе.
Н.Разговоров.
Вывод занятия: То, что написано рукой человека, может сыграть в его жизни огромное значение, т.к. это является результатом его мыслей и действий. Прежде чем что-то написать или под чем-то ставить свою подпись, надо очень хорошо подумать. Потому, «Что написано пером – не вырубишь топором».
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш!
Заточите карандаш!
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш!
Заточите карандаш!
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш!
Заточите карандаш!
Огурцы играют в прятки,
Малыши растут на грядке,
Мушкетеры спят в овраге,
Поросята точат шпаги,
Раки в цирк бегут ватагой,
Дети дремлют под корягой,
Волки плавают по дну,
Щуки воют на луну.
Это что за ералаш!
Заточите карандаш!
Злой кабан
сидел на ветке
Пароход
томился в клетке
Соловей
точил клыки
Дикобраз
давал гудки
Кошка
физику учила
Маша
хвостик свой ловила
Буратино
шил себе штаны
Портной
все поел блины
Еж
накрыт к обеду был
Чиж
усами шевелил
Рак
летел под облаками
Стол
гонялся за мышами
Чайник
прыгал во дворе
Мальчик
булькал на костре
Злой кабан
сидел на ветке
Пароход
томился в клетке
Соловей
точил клыки
Дикобраз
давал гудки
Кошка
физику учила
Маша
хвостик свой ловила
Буратино
шил себе штаны
Портной
все поел блины
Еж
накрыт к обеду был
Чиж
усами шевелил
Рак
летел под облаками
Стол
гонялся за мышами
Чайник
прыгал во дворе
Мальчик
булькал на костре
Злой кабан
сидел на ветке
Пароход
томился в клетке
Соловей
точил клыки
Дикобраз
давал гудки
Кошка
физику учила
Маша
хвостик свой ловила
Буратино
шил себе штаны
Портной
все поел блины
Еж
накрыт к обеду был
Чиж
усами шевелил
Рак
летел под облаками
Стол
гонялся за мышами
Чайник
прыгал во дворе
Мальчик
булькал на костре
Этим летом я отдыхал в лагере…
Вчера мы с ребятами ходили в поход…
Недавно у нас в школе был спортивный праздник.
Вчера мы смотрели по телевизору фильм…
Тема: «Что значит жить дружно»
Цель: помочь воспитанникам понять необходимость и ценность общения друг с другом.
Задачи: формировать навыки межличностных отношений;
Развитие навыков саморегуляции.
Воспитание доброго отношения к окружающим тебя людям.
Оборудование: раздаточный материал, "капельки", вода, песок. Карточки. Презентация.
Ход занятия:
1. Вступительное слово воспитателя (Я человек, а это значит...)
Задание "Узнай тему занятия"
Детям предлагается начало темы "«Что значит жить…»
Далее даётся ряд слов, из которых необходимо подобрать нужное слово к этой фразе..
-Враг
-Знакомый
-Родственник
-Брат
-Друг
Называется тема занятия. Работа по теме
Беседа: как вы понимаете выражение "Человек человеку друг"?
Вывод: все должны помогать друг другу, быть дружными.
Сегодня мы с вами поговорим, во-первых, о том, что нам нужно сделать, чтобы коллектив был дружный.
Во-вторых, о том, какую роль каждый из нас играет в коллективе.
2. Рассказ воспитателя. Задание:Послушайте рассказ и скажите, хотелось ли вам быть в таком коллективе?
Ответ обоснуйте.
"Присмотритесь к песчаной россыпи-сколько песчинок собрано вместе, и в тоже врем каждая сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесёт часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветерок по сильнее и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там так каждый как песчинка: вроде бы все вместе, и в тоже время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то соединяло детей. Здесь дети просто не решаются, а может и не желают пойти на встречу друг другу. Такая группа не принесёт радости всем, кто в неё входит."
Вопросы:
1. Подходит ли это описание к нашей группе?
2. Подумайте и скажите, что мешает коллективу быть дружным?
3. Что помогает коллективу быть дружным?
Коллективный анализ ответов, заполнение таблицы на доске:
Что мешает
Что помогает
Ссора
Помощь
Грубость
Внимание
Обман
Теплота
Командовать другими
Понимание
Обсуждать других
Уважение
Пользоваться прозвищем
Радость
Злость
Терпение
Хамство
Доброта
Напротив каждого положительно ответа размещаю «капельки»
После выполнения задания снова работа с песком.
-Что нужно для того, чтобы слепить песок.
-Посмотрите, сколько капелек у нас накопилось.(поливаю песок водой).
-Посмотрите, что происходит с песком, потрогайте его, можно ли сейчас слепить песчинки между собой?
-Вот же с помощью того. что мы сегодня с вами сказали (помощь и т.д.) наш коллектив становится крепким и дружным. И мы с вами с уверенностью можем сказать: нужно жить дружно!
Это ответ на наш первый ответ.
Сейчас переходим к обсуждению второго вопроса.(Читает вопрос
на экране).
3. Работа с ситуациями.
А. Маленькую девочку обижает старшеклассник. Сначала ей на помощь пришёл одноклассник, потом позвал весь класс. Старшеклассник испугался и убежал.
Вывод: коллектив-это сила. Коллектив нужен для того, чтобы помогать друг другу. Человек человеку друг.
Ситуация Б. Генеральная уборка в классе.
- Я предлагаю не делать уборку
- Я предлагаю сделать генеральную уборку дежурным, а мы все пойдём гулять.
- Я предлагаю сделать всем вместе, а потом пойти гулять.
Ситуация В. Приближается праздник. Светлана Анатольевна раздаст деньги для проведения праздника:
- Я потрачу все на себя
- Я буду отмечать праздник с другом, и никто нам не нужен
- Я предлагаю всем вместе устроить чаепитие и пригласить наших друзей.
тРЕНИНГ. Встаньте все в круг, закройте глаза, представьте себя песчинкой. Звучит тонкая музыка и слова воспитателя о том, поднимается лёгкий ветерок, музыка меняется, ветер превращается в бурю.
Проанализировать поведение детей. Почему они стали ближе друг к другу, взялись за руки. Провести аналогию: когда мы вместе нам не страшен даже ураган. Дети, взявшись за руки, говорят: будем жить дружно! Теперь мы ответили и на второй вопрос.
4.Итог занятия. Рефлексия.
-Я теперь знаю…
-Мне было интересно на занятии, потому что…
-Я теперь буду стараться…
-Я понимаю почему…
Мотивированная оценка воспитанников.
Литература :
- Руденко А.В. Учебное пособие по педагогической психодиагностике. МО Украины. ДИСО Донецк: 1998 год.
- Петровский А.В. личность, деятельность, коллектив – М: Политиздат, 1982 г.
- Шмелев А.Г. Основы психодиагностики – М; Феникс, 1996 г.
Тема: «У меня в кармане деньги».
Цели: формирование базовой эмоции (интерес) на основе коррекции безответственности.
Задачи:
Развитие навыков анализа, установления причинно-следственной связи.
Способствовать самостоятельности мышления и выбора.
Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.
Ход занятия.
Воспитатель сообщает тему разговора. Предлагает повторить правила общения:
Каждый имеет право высказаться.
С уважением относиться друг к другу.
Обсуждаем не человека, а его мнение.
Задание детям отгадать загадку?
Стоит дом, кто в него войдет,
Тот ум приобретет . (Школа)
Чему учат в школе? Вот и мы сегодня на нашем занятие будем учиться экономить и правильно расходовать карманные деньги.
Какие расходы у школы-интерната?
Коммунальные услуги
Питание учащихся
Медицинское обслуживание
Ремонт
Покупка оборудования
Выберите самое нужное для школы?
Экономное расходование школьных денег поможет купить новое оборудование, учебники, компьютеры и многое другое.
Беседа-рассуждение.
Вопросы:
Откуда у нас берутся карманные деньги?
Что мы с ними делаем?
На что тратим?
Для чего копим?
В ходе беседы на данную тему, идет параллельно работа с доской (выстраивается следующая схема):
Беседа по таблице:
Всегда ли удается купить то, что хотим?
Всегда ли мы покупаем то, что нужно?
Почему часто происходит то, о чем говорится в стихотворении?
1,2,3,4,5 – начинаю я
менять.
Гимнастическую палку
Поменяю на скакалку,
А скакалку на машинку,
А машинку на картинку,
А картинку на стекляшку,
А стекляшку на бумажку,
Ну а с нею, так и быть,
Полагается водить.
В ходе беседы воспитатель подводит детей к следующему выводу:
Прежде чем отправиться за покупками, нужно:
составить список необходимых вещей
обсудить его с воспитателем
определить свои расходы.
Решение ситуативных задач.
Ситуация №1.
На классном собрании все решили сдать по 20 рублей на покупку продуктов для праздничного стола. Когда получили деньги, выяснилось, что Миша не может сдать 20 рублей. Он должен мальчику их другого класса за плеер.
Задание:
Проанализировать ситуацию:
С позиции Миши;
С позиции одноклассников.
Ситуация №2.
Оля купила у Ирины мобильный телефон за 500 рублей. Деньги отдавала частями – по 100 рублей в месяц. Через три месяца Оля отдала Ирине 300 рублей. Телефон сломался.
Задание:
Проанализировать ситуацию с позиции Оли и Ирины, отвечая на вопросы:
Нужно ли отдавать остальные деньги?
Нужно ли вернуть телефон?
Нужно ли попросить деньги назад?
Анализируя данные ситуации, воспитанники находят подтверждение выводу, сделанному ранее.
Итог занятия.
.
Тема: «Привычки и здоровье»
Цели занятия:
- выяснить представления у детей о том, что является полезным и вредным для человека;
- познакомить с понятием «вредные привычки» и дать представление о неблагоприятных для человека последствиях;
- способствовать формированию у детей стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных.
2 слайд
План занятия:
- Что полезно, а что вредно для человека.
- Что такое привычки
- Полезные и вредные привычки.
- Основной вывод занятия.
Словарь
Привычка – это то, что делаешь постоянно.
Ход занятия
3 ,4слайд
I. Что полезно, а что вредно для человека
Мы любим многое в нашей жизни:
- любим своих родных и близких и хотим, чтобы они поменьше тревожились и огорчались;
- Любим своих друзей, стремимся, как можно больше времени проводить с ними и делать так, чтобы им тоже было интересно общаться с нами.
Человеку необходимо быть среди людей, уметь общаться, быть интересным собеседником, получать удовольствие от общения с людьми.
- Мы любим занятия спортом и весёлые игры:
- Любим путешествовать и каждый день узнавать, что - то новое;
- Любим успешно решать трудные задачи и получать отличные оценки.
Если человек здоров, он всегда будет энергичен и активен, всегда сможет преодолеть трудности на своём пути, им будут гордиться родители , любить и уважать друзья, он сможет достичь и стать замечательным специалистом, нужным и полезным людям.
Знаете ли вы, что полезно, а что вредно для здоровья человека?
Задание:
Полезно для человека:
Вредно для человека:
- соблюдать режим дня
- соблюдать гигиену
- правильно и регулярно питаться
- заниматься спортом
- вовремя и самостоятельно делать уроки
- бывать на свежем воздухе
- делать утреннюю зарядку
- следить за чистотой своей одежды
и своего жилища
- слушать родителей и близких людей
- закаляться
- посещать кружки
- читать книги
- прогуливать занятия в школе
- грубить и не уважать старших
- много сидеть у телевизора или за компьютером
- гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни
- пробовать незнакомые вещества
- есть много сладкого
- грызть ногти
- драться
- курить
Перечисли свои привычки
Мои вредные привычки……………………..
Мои полезные привычки……………………
Меня хвалят за……………………………………
Меня ругают за…………………………………..
Я хотел/а бы иметь (укажи привычку)………………………………………..
5слайд
II. Что такое привычки
Привычка – это то, что делаешь постоянно. Например, привычка одеваться или чистить зубы, или заправлять свою постель.
Чтобы сформировалась привычка, необходимо повторять какое –то действие многократно, изо дня в день, и тогда человек начнёт его выполнять не задумываясь.
Процесс формирования привычки нам поможет игра «Привычка».
Описание игры:
Учащиеся встают в круг и, если команда ведущего начинается со слов «прошу», выполняют различные действия («Прошу присесть», «Прошу повернуться», «Прошу поднять руку» и т.п.)
В определённый момент ведущий перед командой не произносит слово «Прошу» и тогда группа не должна выполнять указание.
III. Полезные и вредные привычки
(На столе лежит пакет с коробочками, пачки из - под туалетного мыла, духов, косметических кремов и сигарет.)
Найдите признак, по которому можно все эти красивые коробочки разделить на две группы.
- Почему вы именно так разгруппировали? (кремы, мыло, духи помогают ухаживать за кожей человека и приносить пользу, а сигареты приносят вред человеку)
Привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказать влияние на здоровье человека.
Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными.
Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными.
6слайд
Привычки и последствия
слайд с 6 по 14
слайд 15
Среди вредных привычек, имеющихся у людей, есть привычки, которые часто становятся губительными для здоровья
слайд 16
Употребление алкогольных напитков
Алкоголь- это вредное для здоровья вещество которое содержится в пиве, вине, шампанском и водке.
Алкоголь может стать причиной:
- ссор и драк;
- Болезней;
- аварий на дорогах и предприятий;
- смерти людей.
слайд 17
Употребление наркотиков
Ещё более опасно, чем употребление алкоголя
- Изменения психики
- Появляются галлюцинации, т.е. видения, которые реально не существуют
Наркотики могут стать причиной:
- ссор и драк;
- Болезней;
- аварий на дорогах и предприятий;
- смерти людей.
слайд 18-22
Курение табака
Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое табак и откуда он к нам пришёл , что происходит с человеком, когда он курит сам, и что происходит с теми некурящими людьми, которые его окружают во время курения и вдыхают его дым от его сигарет.
Табак – это однолетнее растение семейства пасленовых, в листьях которого содержится никотин.
Европейцам долго не было известно курение табака. Впервые с ним познакомились участники экспедиции Христофора Колумба, наблюдавшие, как индейцы выпускали изо рта дым, втягивая его из листьев, свёрнутых в трубки , зажженные на конце.
Такие трубки индейцы называли «сигаро». Нередко индейцы клали сушеные тлеющие листья в специальные сосуды, которые называли «табако».
В Европу табак был завезён в 1496 году испанским монахом Романом Панно, участником второй экспедиции Колумба. В 1559 году табак попал во Францию. Французский посол в Португалии подарил его Екатерине Медичи, которая страдала приступами головной боли (мигренью). По совету Нико королева измельчала табак и нюхала его. Действительно, это на некоторое время приносило ей облегчение, и в знак признательности Жану Нико это «целебное средство» Екатерина Медичи стала называть никотином. Так табак стал применяться как средство от всех болезней. Однако это продолжалось недолго.
В России табак был завезён англичанами в 1585 году через через Архангельск. Курение и нюханье табака жестоко преследовались. С приходом к власти Петра 1 запрет был отменён.
Табачный дым вреден всем! В горящей сигарете в процессе сгорания табака образуется огромное количество вредных, опасных для жизни человека веществ.
В табачном дыме содержится много вредных веществ:
Никотин –это яд, который содержится в табаке и вызывает привыкание.
Смолы – это название нескольких веществ, которые возникают при горении табака.
Угарный газ – это один из ядов, содержащихся в табачном дыме.
Пассивное курение –это вдыхание некурящими дыма чужих сигарет и дыма, выдыхаемого курильщиками.
слайд 23
На какие органы влияет табачный дым?
табачный дым при входе попадает в лёгкие (загрязняет лёгкие. он мешает чистому воздуху поступать в лёгкие.)
сигаретный дым влияет на работу сердца (сердце начинает сокращаться чаще, изменяются сосуды, по которым кровь поступает в сердце, сердце начинает болеть)
Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, т.к. ещё не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака.
Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опаснее для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многого не узнают в жизни.
слайд 24
Как влияет курение на внешность человека?
- человек худеет;
- цвет лица у него становится некрасивым;
- волосы не блестят – они становятся тусклыми, безжизненными, ломкими;;
- кожа становится тонкой и сухой, становится морщинистой, цвет кожи желтоватый, нездоровый;
- под глазами тёмные круги, глаза воспалённые, покрасневшие;
- зубы желтеют, начинают портится, изо рта у курильщика всегда идёт неприятный запах, даже жвачка и зубная паста не помогают;
- одежда курильщика имеет неприятный запах, пахнет кислым табачным дымом.
Вредными эти привычки (употребление алкогольных напитков, употребление наркотиков,
курение табака)называют ещё и потому что от них
бывает очень трудно отказаться, т. к они постепенно становятся
необходимыми человеку.
слайд 25
IV. Основной вывод занятия
Вывод:
Существуют разные привычки: вредные и полезные.
Надо стараться вести себя так, чтобы не приобретать вредных привычек
«Мы все такие разные»
Цель:
- формировать у детей отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению
Задачи:
Дать воспитанникам возможность оценить степень своей толерантности; развитие внимания памяти, творческого мышления детей;
воспитание чувства коллективизма, сплоченности;
способствовать развитию уважительного отношения между детьми.
Оборудование:
- фото или рисунки собак разных пород,
- сказка Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок".
- рисунки детей, рисунки подсолнухов.
- волшебный стульчик .
Ход занятия.
· Вводная часть.
Дети входят в класс под песню «Улыбка»
Здравствуйте. Я рада всех вас приветствовать! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
. Тема нашего занятия: «Мы все такие разные».
Взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга.
- Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске). Что такое толерантность? Как вы его понимаете?
Толерантность – терпимость, способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям, к их поведению.
Для начала давайте поиграем: - Я прошу встать девочек. Какие вы сегодня милые и обаятельные.
-А теперь прошу встать мальчиков. Какие вы, мальчики, серьезные, мужественные.
-Пожалуйста, встаньте те, у кого темные волосы.
-Встаньте, пожалуйста, те, кто родился зимой.
-Кому из вас нравится время года осень?
-Кто любит играть в футбол?
-А теперь те, кто любит танцевать.
- Кто любит кататься на коньках.
-Кто самый веселый в нашем классе? Встаньте, пожалуйста
- А теперь самый любознательный ученик.
-А теперь те встаньте, кто любит конфеты.
Вы заметили, мы с вами отличаемся друг от друга. У нас различная внешность, вкусы, разные интересы. А еще в классе учатся дети разного роста, разного возраста (кто-то постарше, а кто-то чуть помоложе), у нас разный цвет глаз, форма бровей и носа... У каждого свое имя….. Вот видите, Мы все разные. Но мы почему-то вместе, а почему? (Потому, что учимся в одном классе, живём в одном городе и в одной стране. Да и вообще-то и планета Земля у нас тоже одна.)
Загадка:
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака.)
На доске помещены изображения собак разных пород.
- Что можно сказать о рисунках?
- Одинаковые ли собаки?
- Чем они отличаются?
- Изображения собак каких пород вы видите на доске?
- А какие еще породы собак вы знаете?
Мы с вами назвали много пород собак, но далеко не все – их гораздо больше. Собаки – это только одна часть живой природы.
- Вспомните, кто относится к живой природе?
Ответы детей.
2. Работа с текстом.
Вы знаете сказку Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок". Сегодня мы вспомним эту сказку.
- Перечислите жителей птичьего двора.
- Все ли утята были похожи друг на друга?
- Что чувствовала мама-утка по отношению к своим утятам?
- Однажды мама-утка решила привести своих утят на птичий двор. Что произошло дальше, мы узнаем, послушав сказку.
"Скоро добрались и до птичьего двора. Батюшки! Что тут был за шум и гам! Две семьи дрались из-за одной угриной головки, и, в конце концов, она досталась кошке".
1 остановка
- Как относятся обитатели двора друг к другу?
Продолжение чтения
"- Вот как идут дела на белом свете! – сказала утка и облизнула язычком клюв, - ей тоже хотелось отведать угриной головки. – Ну, ну, шевелите лапками! – сказала она утятам. – Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех! Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у нее на лапке красный лоскуток? Как красива! Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка. Люди дают этим понять, что не желают потерять ее; по этому лоскутку ее узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утенок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу, как папаша с мамашей! Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!"
2 остановка
- Кто из обитателей двора пользуется самым большим авторитетом? Почему?
Продолжение чтения
"Утята так и сделали; но другие утки оглядывали их и громко говорили:
- Ну вот, еще целая орава! Точно нас мало было! А один-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!
И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
- Оставьте его! – сказала утка-мать. – Он ведь вам ничего не сделал!
- Это так, но он такой большой и странный! – отвечала забияка. – Ему надо задать хорошенькую трепку!
- Славные у тебя детки! – сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
- Никак нельзя, ваша милость! – ответила утка-мать. – Он не красив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. – И она провела носиком по перышкам большого утенка. – Кроме того, он селезень, а селезню красота не так ведь нужна. Я думаю, что он возмужает и пробьет себе дорогу!
- Остальные утята очень-очень милы! – сказала старая утка. – Ну, будьте же как дома, а найдете угриную головку, можете принести ее мне.
Вот они и стали вести себя как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки и куры.
- Он больно велик! – говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, поглядел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утенок просто не знал, что ему делать, как быть. И надо же ему было уродиться таким безобразным, каким-то посмешищем для всего птичьего двора!
Так прошел первый день, затем пошло еще хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сестры сердито говорили ему:
- Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!
А мать прибавляла:
- Глаза бы мои тебя не видали!
Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою".
- Почему обитатели двора стали обижать утенка?
Ответы детей.
- За что же обижали утенка обитатели двора? Выберите ответ из предложенных вариантов.
На доске:
Утенок был самый умный.
Утенок был непохож на других.
Утенок был самый красивый.
Утенок был самый вежливый.
- Справедливо ли так обращаться с тем, кто отличается от других? Почему?
- Можем ли мы в жизни встретиться с такой же ситуацией, которая произошла на птичьем дворе? Где?
3. Сообщение темы занятия.
- Наша природа красивая, удивительная, разная. Человек является частью природы. Мы, люди, тоже все очень разные. В чем же заключается наше разнообразие?
К доске вызываем детей класса по два человека и наглядно сравниваем их. На каждый случай новая пара.
Мальчик – девочка, рост, цвет и длина волос, полнота, имя и т.д.
- Да, у вас разный пол, цвет волос, глаз. Одни высокие, другие – маленькие. Одни – худые, другие – полные.
- Почему вы так отличаетесь?
- Правильно, у вас у всех разные родители. Да и в одной семье дети могут быть непохожи, т.к. один ребенок похож на папу, а другой на маму. Но встречаются семьи, в которых есть дети близнецы. Внешне они очень похожи друг на друга. Можем ли мы сказать, что они одинаковые? Чем они различаются?
- Еще мы отличаемся характером. Одни веселые, другие добрые, скучные, энергичные, спокойные, злые, задиристые, заботливые… Характер человека зависит от наследственности и воспитания.
- Задание детям. Предлагаются два конверта:
1конверт(злорадство,эгоизм,конфликт.доброта,уважение,понимание,милосердие,хвастовство, грубость, взаимоуважение)
2конверт(прощение,вспыльчивость,ложь,зависть,доброжелательность.сострадание,поддержка,сдерженность.уступчивость,коммуникабельность,терпимость).
Выбрать качества. присущие нашим детям.
3. Динамическая пауза «Волшебный стульчик». Приглашаются по одному ребёнку,все должны сказать его положительные качества.
4. Итог урока.
Мы все очень разные, но всех нас объединяет одно. Как вы думаете – что?
Все мы – люди.
- Какие качества в людях вы бы хотели видеть?
О замечательном качестве – доброте Д.С. Лихачев писал так:
"Быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т.д. и т.п. – все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя"
Тема: «Россия-Родина моя!»
Цели:
-формирование в сознании учащихся понятий: «родина», «гражданин», «патриот», «малая родина»;
-показать взаимосвязь судьбы человека и судьбы родины;
-развивать умение выстраивать маршрутный лист;
-знакомить с памятными местами малой родины(заочная экскурсия, пешеходная).
Ход занятия.
- Тема нашего занятия: «Россия - Родина моя!».
Давайте ответим на вопрос «Что такое Родина?».
(Ответы детей)
- Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.
- В толковом словаре С. И. Ожегова даётся такое объяснение слов:
«Родина – это отечество, родная сторона».
«Отечество – страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».
Мы живём в России. Это наша Родина. Мы – россияне.
- Кто такой гражданин? (ответы детей)
-Гражданин - это человек, который длительное время проживает на территории данного государства и пользуется его защитой, правами и обязанностями.
-Все мы проживаем на территории Российского государства и являемся гражданами России. Но для человека мало просто жить и быть гражданином России, свою Родину нужно любить. А вот человека, который очень любит свою Родину, готов пойти на ее защиту-называют ПАТРИОТОМ.
- Мы живем в России. Это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть МАЛАЯ РОДИНА.
- Малая Родина – то место, где человек родился и вырос. Нашей малой Родиной является – город Елец
А сейчас посмотрите на карту, (слайд 2) сравните нашу страну по
размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?
В какой стране мы с вами живем?
Гражданином какой страны вы являетесь?
Как называется столица нашей Родины?
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата.. Все это наша Родина. - Что каждый из вас
считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица,
моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в
которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его
предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
Самостоятельная работа детей по теме: "Что значит любить Родину?" (Рисунок)
Физкультминутка. (Лычкин Богдан исполняет песню "Огромное небо")
- А теперь поговорим о достопримечательностях нашего города Ельца.
- Елец – небольшой город в России, который расположен в Липецкой области, а его основателем считают знаменитого Юрия Рязанского. Девять лет назад Елец получил звание «города воинской славы», потому что после того, как его перестроили в далеком XVI веке, в город начали заселяться служивые люди – это граждане, которые в то время обязаны были нести военную службу. Елец – простой, живописный город с интересной историей и культурой.
- Великокняжеская церковь – одна из главных религиозных достопримечательностей Ельца. Это атмосферное архитектурное сооружение было построено в начале XX столетия за счет купца Александра Заусайлова, который пожертвовал немало средств, чтобы в его родном городе стало еще одним мерцающим куполом больше. Церковь построена в честь князя Михаила, его в Ельце очень любили горожане, поскольку он был покровителем общества. Удивительно, что в этом здании изначально было электричество и водопровод, потому что ее строили по новейшим технологиям того времени. Великокняжеская церковь построена в стиле не о русского модерна, что делает ее еще более уникальной.
- Пешеходная улица Мира по праву считается самой главной улицей Ельца и не менее важной достопримечательностью этого города, которой более четырехсот лет. Горожане особенно любят улицу Мира, поскольку здесь запрещено ездить на машинах, это территория только пешеходов. Здесь также расположено огромное количество всевозможных магазинов, торговых центров, где вы сможете легко приобрести сувениры или подарки родным, ведь это купеческий город. Изюминка этой улицы заключается в том, что она сумела сохранить древние купеческие постройки еще со времен XIX века, здания, которые удивляют туристов и радуют глаз жителей этого удивительного города.
- Музеи Ельца - Если вы заинтересованы тем, как научиться искусству валяния валенок или изготовлению рояльной гармоники, то вам необходимо срочно посетить музей народных ремесел и промыслов. Это очень интересное и любимое туристами место, которое хранит в своих стенах огромное количество удивительных экспозиций: примеры кузнечных, гончарных, кожевенных промыслов. Также в музее есть отдельный уголок, посвященный искусству и истории кружевоплетения. Здесь вы сможете не только попробовать создать что-то своими руками, но и насмотреться на уже готовые работы известных в Ельце мастеров.
- Воргольские скалы – это одна из главных природных достопримечательностей Ельца и просто очень интересное место, где вы не только получите незабываемое эстетическое удовольствие, но и сможете сделать поэтичные фото на память о вашем путешествии. Воргольские скалы – это огромные по размерам известняковые образования, которые практически полностью снаружи поглощены великолепным лесом. Это очень красивое, но достаточно небезопасное место, поэтому постарайтесь быть острожными.
- Самый
большой и старейший парк Ельца – Дворянский сад, который существует более 200
лет. Особенность этого парка – это уникальные посадки, напоминающие как
горожанам, так и туристам о купеческой и дворянской эпохе. Здесь вы сможете
атмосферно переместиться в далекий XIX век: посидеть в беседке, предаться
мечтам у небольшого фонтана, покормить лебедей у пруда.
Если вы путешествуете с детьми, то не волнуйтесь, им тоже понравится. В
Дворянском саду есть современное колесо обозрения, также здесь часто проходят
всевозможные ярмарки и концерты.
- Россия,
Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым
огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек,
любой гражданин России.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты- гражданин великой России!
Оценивание активности ребят на занятии, спасибо за внимание.
Воспитательский час «Мое, чужое, общее».
Цель: Создание условий, стимулирующих развитие личностных качеств воспитанников.
Задачи:
- Дидактическая:
Отработка четкой дифференциации понятий: «мое», «чужое», «общее».
- Коррекционная:
Коррекция мышления на основе анализа.
- Развивающая:
Развитие навыков классификации и обобщения.
Методы:
Словесный: вопросно-ответная беседа, обобщающая беседа.
Наглядный: графический (таблица), образный (видеосюжет).
Практический: работа в микрогруппах.
Оборудование:
Видео, магнитофон, сигнальные карточки, карточки с опорными
словами, план-конспект, карточки с ситуативными задачами.
- Эффект неожиданности на основе игрового сюжета.
Не объявляя темы занятия, два воспитателя на глазах у детей разыгрывают сюжет, в основу которого положена проблема:
- Вы заняли мой стул!
- А почему он Ваш?
- А чей? Ваш?
- Я думаю, что этот стул общий.
- А разве общее не может быть моим?
Воспитатель сообщает тему предстоящего разговора и
предлагает ребятам обсудить данную ситуацию в конце занятия.
- Работа с сигнальными карточками.
У каждого воспитанника по 3 сигнальные карточки: «мое», «чужое», «общее». Воспитатель предлагает с помощью данных карточек заполнить таблицу на доске:
МОЕ
ЧУЖОЕ
ОБЩЕЕ
Пижама
Пижама
Теннисный стол
Зубная щетка
Зубная щетка
Библиотечная книга
Куртка
Куртка
Обеденный стол
Телевизор
Телевизор
Телевизор
Опорные слова: пижама, теннисный стол, библиотечная книга, зубная щетка, куртка, обеденный стол, телевизор.
Детям предлагается добавить свои варианты.
- Работа с таблицей.
Воспитатель предлагает ребятам обратить внимание на первые два столбика и ответить на вопрос:
- Могут ли данные предметы быть общими? Почему?
Обсуждая ответы на данный вопрос, воспитатель подводит детей к выводу: мое - это то, что принадлежит только мне.
- Просмотр видеосюжетов.
Воспитатель предлагает посмотреть два видеосюжета. Перед просмотром детям дается задание: подумать, чем один сюжет отличается от другого.
А) Женя разговаривает по мобильному телефону. Рядом стоит группа ребят. По окончании разговора один из них (Серёжа) просит Женя показать телефон. Когда чужой телефон оказывается в руках Серёжа он спокойно кладет его в карман. На слова Женя: «Верни мой телефон» Серёжа отвечает: «Был – твой, стал – мой».
Б) Мариам подходит к Ирине и показывает фотоаппаратр, который ей подарили. Ирина отвечает, что всегда хотела бы иметь такой. Мариама предлагает Ирине свой фотоаппарат на время.
При анализе данных ситуаций ( в таблицу на доске добавляются слова «Мобильный телефон», «Настольная игра») воспитатель предлагает ответить на следующие вопросы:
- Как вы поступаете, когда чужая вещь вам очень нравится, и вы хотите, чтобы она стала вашей?
- Как вы будете относиться к чужим вещам, которые вам дали на временное пользование?
- Как вы поступите, если испортили чужую вещь?
Обсуждая ответы на данный вопрос, воспитатель подводит детей к выводу: Нельзя без разрешения брать чужие вещи. К чужим вещам нужно относиться особенно бережно.
- Прослушивание звукового письма.
- У нас в группе есть утюг, который мы купили на свои деньги. Каждый из ребят вложил одинаковую сумму для его покупки. Вчера я взял этот утюг и хотел погладить рубашку и нечаянно уронил его. Утюг сломался. Все ребята класса на меня обиделись и перестали со мной разговаривать. Разве они правы? Ведь этот утюг и мой тоже, потому что я, как и другие, давал свои деньги для его покупки.
Обсуждение:
- В какую графу нашей таблицы вы поместите утюг, о котором идет речь? Почему?
- Что можно ответить мальчику на его вопрос?
- Приходилось ли вам портить общие вещи?
- Как при этом вы себя чувствовали?
Обсуждая ответы на данный вопрос, воспитатель подводит детей к выводу: общее – это то, чем могут пользоваться многие люди, в том числе и я. Общее – это больше чужое, чем мое.
Подробнее обсудить вторую фразу вывода.
- Работа в микрогруппах.
Каждая группа получает незавершенную ситуацию, обсуждает ее и предлагает свой вариант.
Ситуации:
- Ирина и Наташа - лучшие подруги. Наташа заболела, и ее положили в больницу. В день своего возвращения Наташа подошла к Ирине и сказала: «Я в больнице потеряла свою расческу. Одолжи мне свою. Ирина ответила…
- Света и Оля собирались на дискотеку. Света оделась и, посмотрев на себя в зеркало, сказала: «Ой, Оля, эта кофточка мне совсем не идет к новой юбке». Оля предложила: «Вот, на стуле висит кофточка Наташи. Она отлично подойдет. Надень ее. Света ответила…
- Саша и Сережа в мастерской ремонтировали сломанную мебель. Саша сказал:
- Посмотри, какую красивую ручку я приделал к дверце своей тумбочки. Теперь она как новенькая.
- Здорово, - ответил Сережа. А теперь давай починим вот этот стул.
- Откуда он? Это твой?
- Нет, этот стул стоит в игровой комнате.
- Тогда зачем он нам нужен? – спросил Саша.
Сережа ответил…
- Подведение итога.
Воспитатель предлагает вернуться к ситуации, которая рассматривалась в начале занятия, и прокомментировать ее.
Делается вывод: вещи, окружающие нас, могут быть личными, чужими или общими. Никогда нельзя брать без разрешения чужие вещи. Особенно бережно следует обращаться с общими вещами.
"С днём рождения?"
Цель:
Формировать умение правильно использовать разговорную речь, точность, богатство, выразительность речи;
Задачи:
познакомить с тем, как нужно правильно составлять
поздравления;
развивать умения воспитанников вести рассуждения; воспитывать любовь к
близким, друзьям, аккуратность в правильном оформлении открыток.
Ход занятия
I. Музыкальный настрой.
Звучит песня "С днём рождения" - дети подпевают.
- Улыбнитесь друг другу. У всех вас прекрасное настроение. Сегодня будем говорить о праздниках.
II. Беседа.
- Вы любите праздники? (Да)
- А поздравлять и принимать поздравления, подарки любите? (Да)
- Когда наступают праздники, у почтальонов прибавляется работы. Это потому, что и взрослые, и дети спешат поздравить друг друга с праздником.
В праздничные дни принято дарить подарки, писать поздравления. Вот только писать поздравления большая часть из нас не умеет, к сожалению. Если собрать открытки за год, которые были написаны близкими, знакомыми к знаменательным дням, то они по большей части будут похожи между собой, как близнецы. Одни и те же фразы, одни и те же слова, которые мы только переписываем друг другу. А ведь приятнее было бы получить для тебя и ни для кого больше.
- Как вы думаете, что значит поздравить? Зачем люди поздравляют друг друга?
Поздравить - означает приветствовать по случаю чего-нибудь приятного, радостного.
Люди поздравляют, чтобы доставить приятное другому человеку, чтобы у него осталось что-то на память об этом дне.
III. Повторение.
- Для поздравлений нужны волшебные слова. Наш родной русский язык богат и прекрасен. Много в нём замечательных слов: добрых и ласковых, смелых и суровых, чистых и ясных. Давайте вспомним волшебные слова.
1.Формы приветствия:
Здравствуйте
Доброе утро
Добрый день
Добрый вечер
4. Формы просьбы:
Пожалуйста
Будьте любезны
Будьте добры
Прошу вас
2. Формы прощания:
До свидания
До скорой
встречи
5. Формы извинения:
Простите,
пожалуйста
Извините,
пожалуйста
3. Формы пожеланий:
Всего хорошего
Всего доброго
Будьте здоровы
Спокойной ночи
Приятного
аппетита
6. Формы благодарности:
Спасибо
Большое
спасибо
Благодарю вас
Дети читают стихотворение М. Танина "Волшебные слова")
Извини,
пожалуйста,
Прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы -
Таблицы умножения -
Есть ещё таблица -
Таблица уважения!
Помните, как азбуку
Как дважды два:
"Спасибо" и "Пожалуйста" -
Волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит и пройдёт.
Перед словом вежливым двери отворяются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
"Спасибо" и "Пожалуйста"
Волшебные слова.
- Какие формы слов можно использовать, когда пишут поздравительные открытки? (Формы пожеланий, формы обращения).
IV. Знакомство с новым материалом. Беседа.
- В каких случаях пишутся поздравительные открытки? (На день рождения, юбилей).
- Что это за праздник - день рождения? (День, в который человек родился).
- От какого слова образовалось слово "рождение"? ( Родиться).
- Подберите родственные слова к слову "рождение". (Родиться, родители, род, родственники, родословная, новорожденный).
- Как ещё иногда называют день рождения? (Именины).
- Раньше слово "именины" имело другое значение. Через какое-то время после рождения ребёнка крестили в церкви и там давали ему имя. Называли его обычно по имени того святого, память которого церковь отмечала в этот день. Отсюда "именины" - день, в который человек получил своё имя. Значит, употреблять слова "именины" и "день рождения" как близкие по значению слова не совсем правильно.
1. Представьте, что у вас день рождения и вам надо пригласить гостей на праздник. Вы умеете приглашать гостей? Как?
Посмотрите сказку, как медвежонок Ивашка зверей к себе на день рождения звал. (Кукольный театр).
Герои: ведущий, медвежонок, заяц, лиса, волк, белочка.
Ведущий. "Доброе утро, Ивашка, вставай! - сказала утром мама-медведица. - Зови гостей. Сегодня твой день рождения". Посмотрел медвежонок на стол, а там и орехи, и мёд, и малина, и капуста. Протянул лапу. "Нельзя! - сказала мама. - Сначала гостей собери". Пошёл медвежонок по лесу. Зайца встретил.
Медвежонок. Эй ты, косой!
Заяц. Это ты меня?
Медвежонок. Тебя, тебя, глупый! Один ты в лесу у нас косой. Валяй ко мне в гости! Капусты полопаешь!
Заяц. Нет уж! Не хочется что-то.
Медвежонок. Ну, не хочешь - как хочешь.
Ведущий. Пошёл дальше, а навстречу ему лисица. (Заяц убегает)
Медвежонок. Эй ты, рыжая воровка, чеши ко мне в гости, сладким чайком угощу!
Лиса. Ах, какой грубиян!
Медвежонок. Убежала чего-то!
Ведущий. Идёт, рассуждает.
Медвежонок. Не идут чего-то! Кого бы ещё позвать? А-а-а вот волк бежит. Эй ты, серый разбойник! Дуй ко мне на день рождения! Только морду помой.
Ведущий. А волк в кусты. Только ветки зашумели. Пошёл Ивашка дальше. Перед ним белочка с ветки на ветку перепрыгнула. Увидел он её да как закричит.
Медвежонок. Чего ты, вертихвостка, зря перед глазами мелькаешь, скачи ко мне в гости, орехов получишь!
Белочка. Фу, невежа! Не нужны мне твои орехи.
Ведущий. Вернулся медвежонок домой грустный. Один-одинёшенек. Отказались звери к нему в гости идти.
- Почему звери не захотели идти к Ивашке на день рождения? (Он невежливо их приглашал и грубо обращался к ним).
2. А что приносят гости, когда идут на день рождения? (Подарки). (Стихотворение Игоря Шевчука "Подарок", читает ученик).
На день
рожденья Кактусу
Подарок подарили.
И поздравленья Кактусу
Любезно говорили:
- Примите, милый Кактус,
От нас сегодня дар.
Прекрасный - распрекрасный
Большой воздушный:Бах!
- Удачный ли подарок подарили Кактусу?
- Можно ли подарить то, что тебе самому не нужно? (Это неприлично).
3. Как нужно принимать подарки? (Принять, рассмотреть, обязательно поблагодарить, выразить признательность тому, кто подарил, независимо от того, понравился подарок или нет).
4. Какие слова говорят или пишут в поздравительных открытках, что желают, когда поздравляют с днём рождения? (Желают крепкого здоровья, счастья, успехов).
Прекрасно! Тогда послушайте и скажите: какое из поздравлений доставило одному и тому же человеку больше радости? Подумайте почему? (Плакаты с надписями)
Дорогой дедушка! Поздравляю тебя с днём рождения! Желаю тебе крепкого здоровья и успехов в работе. Целую. Твой внук Коля.
Мой дорогой-дорогой дедушка!
Поздравляю тебя с днём рождения! Я хочу, чтобы ты никогда не болел, чтобы почаще бывал у нас дома.
Ещё хочу, чтобы у тебя всегда всё получалось. А я постараюсь тебя не огорчать.
Целую и обнимаю тебя. Твой внук Николай.
- Первое поздравление обычно пишут всем и всегда, второе было приятно получить, так как оно больше относится к дедушке, потому, что в нём использовались добрые, искренние пожелания: чтобы ты никогда не болел, чтобы почаще бывал у нас дома. Дедушке приятно будет получить такое поздравление.
- А что вы сами желаете своим родным, друзьям, когда поздравляете их? (Счастья, здоровья, успехов:)
- Всегда? (Да)
- Так ведь поздравления будут одинаковыми, их не очень интересно будет читать. Нужно придумать вместо этих слов другие, более интересные пожелания и использовать в своих поздравлениях разные зачины.
Запись на доске:
1. С праздником:
2. От всей души желаю:
3. Примите пожелания:
4. Вот и праздник наступил! Я тебе желаю:
5. Счастья, здоровья, веселья и смеха!
5. Как вы думаете, в конце поздравления пишется от кого оно или нет? (Да, чтобы тот человек, кому оно адресовано понял, от кого поздравление, некультурно - без подписи).
- Как называют того, кто отправляет поздравление? Кто принимает? (Адресант-адресат).
V. Творческая работа учащихся.
Просмотр эпизода из видеофильма "Винни Пух".
- Как Сова составила поздравление для ослика Иа ко дню рождения?
- Что бы вы пожелали ослику, как нужно поздравить его? (Составляют поздравление на открытках по бригадам).
- Проверка.
VI. Вывод.
- Итак, поздравление должно состоять из обращения, поздравления, пожелания и окончания. Поздравление должно быть добрым и искренним, содержать тёплые слова, которые приятно будет получить родным, близким и друзьям.
VII. Домашнее задание.
Я не так давно узнала, что у Крокодила Гены скоро день рождения. Вы ведь знаете, как он его ждёт. Постарайтесь написать ему поздравление. Найдите для него особые слова, интересные пожелания.
VIII. Итог занятия.
К нам в школу для нашего класса пришло письмо. Интересно, от кого оно? (Открываю конверт, читаю текст).
Рефлексия.
(Праздничное чаепитие)
ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Ельца»
Коррекционно-развивающее занятие
по теме:
«Семь Я».
Подготовила
воспитатель:
Ревунова Г.Н.
«Семь Я»
(1-2 слайд)
Цель:
осознание ценности семейных отношений.
Задачи:
• Раскрытие сущности понятия «дом»;
• Раскрытие культуры других семей для собственной личности;
• Формирование способности быть хорошим семьянином;
• Формирование чувства долга и ответственности перед своей семьей.
1. Организационный момент. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятие? (О доме, о семье, о семейных отношениях). Вы правы, мы поговорим о ценности семейных отношений. (3 слайд)
Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Семья - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
2. Игра «Ассоциация» (4 слайд)
- Закройте, пожалуйста глазки и мысленно произнесите слово: семья. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают?
- А если бы семья было солнце, то какой и почему? А если бы семья была деревом, то каким и почему?
3. Основная часть. (5 слайд)
А дом, заставленный добром - еще не дом.
И даже люстра над столом - еще не дом.
Чего не хватает в этом доме?
(Людей, близких, животных)
Так давайте возьмем в руки домики и заселим их родными и близкими людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники, то есть близкие по духу вам люди. Впишите их имена в прямоугольники окон.
(Диагностика привязанности к родным и близким людям, к товарищам, учащимся друг к другу.)
Семьи в старину были очень большими, поэтому хранительницами рода считались старшие женщины - бабушки. О своей бабушке расскажет нам Волошенко Евгений (6-7 слайд)
Игра «Домашний очаг» (8 слайд)
- С чего начинается семья? С понимания, доброты, прощения, но главное с заботы друг о друге. В хорошей семье - теплый, гостеприимный, уютный дом. Такой дом называют домашний очаг. Он дает человеку не только кров и крышу, но и хранит душевное тепло, является источником радости. А это зависит и от того, чем и как живет семья, каков семейный уклад и традиции.
Давайте зажжем огонь в домашнем очаге. Огонь в домашнем очаге горит и не гаснет, если в доме есть любовь забота, взаимопомощь. На полосках - «дровах» написаны вопросы:
- Кто моет посуду?
- Кто зарабатывает деньги?
- Кто ходит за покупками?
- Кто убирает постель?
- Кто ухаживает за животными?
- Кто готовит ужин, варит обед?
- Кто пылесосит?
- Молодцы! Зажгли огонь в очаге.
Конкурс «Народная мудрость гласит...» (9 слайд)
- О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно.
- Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
- Любовь - кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
- У семи нянек дитя в оглядке (без глаза).
- Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
Ведущий: А теперь продолжите пословицу.
- Гость на пороге - счастье в ... (доме).
- Дом без хозяйки ... (сиротка).
- Дом вести ... (не бородой трясти).
- Яблоко от яблони ... (не далеко падает).
- Чем богаты, ... (тем и рады).
- В гостях хорошо, ... (а дома лучше).
- Разминка прошла успешно. Теперь конкурсное задание. Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу. Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.
Задания: (10 слайд)
- Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче - не страшна туча.)
- Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)
- Дом, вести, рукав, трясти. (Дом вести - не рукавом трясти.)
- Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)
- Семья, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.)
Конкурс «Устами младенца». (11 слайд)
- Это когда все вместе - мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)
- В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия)
- Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на Земле. (Мама)
- Место, где мы бываем все вместе. (Дом)
- Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все равно любят. (Ребенок)
- Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки. (Бабушка)
- В них играют все дети. (Игрушки)
- Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное).
7. Домашнее задание. Практическая работа «Составление семейного герба» (12 слайд)
- В старину у многих богатых и знатных семей существовали семейные гербы. Они отражали традиции, уклад, образ жизни семьи. Обязательно на гербе изображались животные и растения, имеющие разное значение, например:
(На доске - рисунки животных, птиц, растений и их значение).
лев - сила, великодушие
орел - власть
овца - терпение, кротость
ворон - долголетие
олень - символ воина
цапля - пугливость
волк - жадность, злость
павлин - тщеславие, хвастовство
дуб - крепостьпальма - долговечность
Дома попробуйте составить герб семьи, например, в которой все мужчины в роду были воинами, сильными, смелыми, отважными, боролись за мир.
8. Заключительная совместная игра «Фундамент моего дома» (13 слайд)
- Вспомните все, о чем мы сегодня говорили. Я предлагаю вам подумать, что же является основой, фундаментом любой семьи, каждого дома. Выберите необходимые слова. На карточках-«кирпичиках» написаны слова: любовь, уважение, тепло, забота, радость, понимание, уют, взаимопомощь. (Дети выбирают «кирпичики» и прикрепляют в фундамент дома).
- Вот какой крепкий фундамент у нас получился!
Знай свой род, своих дедов, предков.
Цени свой дом, свой двор, своих родных, свою Родину!
Чти отца своего и мать свою.
И продлятся за это дни твои - так учит древняя мудрость.
Плакат на доске «Семья вместе, душа на месте»
Пусть все это только игра,
Но ею сказать мы хотели:
Великое чудо семья!
Нет в жизни важнее цели!
Храните ее! Берегите! (14-15 слайд)
Тема: «Мой родной Елец»
Цели:
-формирование в
сознании учащихся понятий: «родина», «гражданин», «патриот», «малая родина»;
-показать взаимосвязь
судьбы человека и судьбы родины;
-развивать умение
выстраивать маршрутный лист;
-знакомить с
памятными местами малой родины(заочная экскурсия, пешеходная).
Ход занятия.
- Тема нашего занятия «Мой родной Елец».
Давайте ответим на
вопрос «Что такое Родина?».
(Ответы детей)
- Слово родина
произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых
кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода.
А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени
россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.
- В толковом словаре
С. И. Ожегова даётся такое объяснение слов:
«Родина - это
отечество, родная сторона».
«Отечество - страна,
где человек родился и к гражданам которой он принадлежит».
Мы живём в России.
Это наша Родина. Мы - россияне.
- Кто такой
гражданин? (ответы детей)
-Гражданин - это
человек, который длительное время проживает на территории данного государства и
пользуется его защитой, правами и обязанностями.
-Все мы проживаем на
территории Российского государства и являемся гражданами России. Но для
человека мало просто жить и быть гражданином России, свою Родину нужно любить.
А вот человека, который очень любит свою Родину, готов пойти на ее
защиту-называют ПАТРИОТОМ.
- Мы живем в России.
Это наша большая Родина. Но у каждого из нас есть МАЛАЯ РОДИНА.
- Малая Родина - то
место, где человек родился и вырос. Нашей малой Родиной является - город Елец
А сейчас посмотрите на карту, (слайд 2)
сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую
большую площадь?
В какой стране мы с вами живем?
Гражданином какой страны вы являетесь?
Как называется столица нашей Родины?
Все мы живём в огромной стране название, которой - Россия.
Россия - самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата.. Все это наша Родина. - Что каждый из вас
считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ - потому что здесь моя
семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа...
МАЛАЯ - потому что это
маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА - потому что здесь
живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в
которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его
предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
- А теперь поговорим о достопримечательностях
нашего города Ельца.
- Елец - небольшой
город в России, который расположен в Липецкой
области, а его основателем считают знаменитого Юрия Рязанского. Девять лет
назад Елец получил звание «города воинской славы», потому что после того, как
его перестроили в далеком XVI веке, в город начали заселяться служивые люди -
это граждане, которые в то время обязаны были нести военную службу. Елец -
простой, живописный город с интересной историей и культурой.
- Великокняжеская
церковь - одна из главных религиозных достопримечательностей Ельца. Это
атмосферное архитектурное сооружение было построено в начале XX столетия за
счет купца Александра Заусайлова, который пожертвовал немало средств, чтобы в
его родном городе стало еще одним мерцающим куполом больше. Церковь построена в
честь князя Михаила, его в Ельце очень любили горожане, поскольку он был
покровителем общества. Удивительно, что в этом здании изначально было
электричество и водопровод, потому что ее строили по новейшим технологиям того
времени. Великокняжеская церковь построена в стиле не о русского модерна, что
делает ее еще более уникальной.
- Пешеходная улица
Мира по праву считается самой главной улицей Ельца и не менее важной
достопримечательностью этого города, которой более четырехсот лет. Горожане
особенно любят улицу Мира, поскольку здесь запрещено ездить на машинах, это
территория только пешеходов. Здесь также расположено огромное количество
всевозможных магазинов, торговых центров, где вы сможете легко приобрести
сувениры или подарки родным, ведь это купеческий город. Изюминка этой улицы
заключается в том, что она сумела сохранить древние купеческие постройки еще со
времен XIX века, здания, которые удивляют туристов и радуют глаз жителей этого
удивительного города.
- Музеи Ельца - Если
вы заинтересованы тем, как научиться искусству валяния валенок или изготовлению
рояльной гармоники, то вам необходимо срочно посетить музей народных ремесел и
промыслов. Это очень интересное и любимое туристами место, которое хранит в
своих стенах огромное количество удивительных экспозиций: примеры кузнечных,
гончарных, кожевенных промыслов. Также в музее есть отдельный уголок,
посвященный искусству и истории кружевоплетения. Здесь вы сможете не только
попробовать создать что-то своими руками, но и насмотреться на уже готовые
работы известных в Ельце мастеров.
- Воргольские скалы -
это одна из главных природных достопримечательностей Ельца и просто очень интересное
место, где вы не только получите незабываемое эстетическое удовольствие, но и
сможете сделать поэтичные фото на память о вашем путешествии. Воргольские скалы
- это огромные по размерам известняковые образования, которые практически
полностью снаружи поглощены великолепным лесом. Это очень красивое, но
достаточно небезопасное место, поэтому постарайтесь быть острожными.
- Самый большой и
старейший парк Ельца - Дворянский сад, который существует более 200 лет.
Особенность этого парка - это уникальные посадки, напоминающие как горожанам,
так и туристам о купеческой и дворянской эпохе. Здесь вы сможете атмосферно
переместиться в далекий XIX век: посидеть в беседке, предаться мечтам у
небольшого фонтана, покормить лебедей у пруда.
Если вы путешествуете с детьми, то не волнуйтесь, им тоже понравится. В
Дворянском саду есть современное колесо обозрения, также здесь часто проходят
всевозможные ярмарки и концерты.
- Россия, Родина, малая родина. Такие до боли
родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым
огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек,
любой гражданин России.
Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну
Гордись тем, что ты- гражданин великой России!
Оценивание активности ребят на занятии, спасибо за внимание.
Тема занятия: « Учимся
играть и работать дружно».
Цель.
Формирование коллектива , межличностных отношений ,
учить анализировать , правильно
оценивать свои поступки
Задачи:
Воспитывать
чувство доброты , сопереживания,
внимательного отношения к друзьям ,
окружающим .
Обсуждение и принятие
правил жизнедеятельности группы.
Коррекция мышления, внимания, памяти , речи.
Ход занятия.
Орг. момент .
Ребята как зовут самого терпеливейшего и добрейшего
героя - кота? (Леопольда )
Ребята назовите его любимые слова (Давайте
жить дружно)
Ребята назовите девиз
нашей группы?
Каждый
воспитанник - звезда
В
любом деле - даже малом
Будем
дружными всегда!
- Что такое доброта ?
Да ,
это доброжелательное , душевное
расположение к людям . отзывчивость , стремление делать добро,
совершать добрые поступки, играть
дружно, работать дружно.
- Как ведет себя добрый
человек ?
Правильно , он
не может быть злым , грубым ,
жестоким .Его отношения с людьми приветливы, он проявляет заботу , сердечность, с ним приятно играть и
работать вместе
Ребята !
Сегодня на занятии мы будем
с вами учиться строить
дружеские отношения в своем коллективе , поупражняемся в умении
договариваться между собой ,
обсудим правила жизнедеятельности группы
( т.е. правила дружбы
- Для чего людям
нужны правила дружбы ?
Правильно , для того ,
чтобы легче решать возникающие проблемы . легче уживаться
друг с другом , чтобы меньше ошибаться
, меньше совершать плохих поступков
Давайте
вспомним правила дружбы .
Прочитаем еще раз
на экране все правила .
Один за всех и все за
одного .
Уважайте друг друга и помогайте
друг другу .
Не отвечайте на грубость грубостью
Будьте всегда
приветливы и внимательны к людям
Мальчики не должны обижать девочек , нужно помогать им
Нельзя обзывать ,
оскорблять своих товарищей
Сильные не обижают
слабых , старшие младших .
Ребята !
Как вы думаете наша группа
дружная ?
Я согласна , не очень дружная , потому что случаются иногда ссоры , конфликты
- Вы нарушаете правила
дружбы ?
Да иногда некоторые
учащиеся нарушают правила
- Какое правило чаще всего нарушаете ?
Правильно , четвертое , но
я надеюсь , что вы еще
исправите отрицательные черты своего характера и будете
приветливыми и внимательными друг
к другу .
Продолжим занятие .
- Кого можно назвать
другом ?
Да это тот
кто разделит с вами
горе и радость , не оставит в
беде , с ним приятно общаться, играть и работать вместе.
- Какими качествами должен
обладать настоящий друг ?
Правильно , честный ,
искренний , внимательный, отзывчивый ,
доброжелательный
Посмотрите , какой красивый цветок получился
на экране , на лепестках ромашки
ваши ответы . Прочитаем еще раз
на экране каким должен быть
настоящий друг.
- Кого из группы можно назвать
настоящим другом ?
Сейчас мы поиграем в игру « Дерево дружбы »
Прочитаем
пословицу на экране « Дерево
сильно корнями , а человек - друзьями »
Ребята ! На столе у вас изображения деревьев . Нужно раскрасить
дерево и подрисовать , обвести фломастером столько корней , сколько друзей
вы имеете и закрепить дерево на
доске .
- Как чувствует себя дерево у которого мало корней ?
( Да плохо , оно неустойчиво , при непогоде может упасть .
- Как чувствует себя человек
, у которого нет друзей ?
( Я согласна ему одиноко и
грустно .)
Итог игры . Посмотрим у кого
много друзей ? Как вы думаете
почему ?
( Да я думаю, потому ,
что он добрый вежливый , с ним интересно играть , гулять )
- У кого нет друзей ?
Почему
( Потому что он часто
ссорится и обижается на их )
Мы думаем , что он постарается
исправить свое поведение , свои качества характера и у него появится много друзей .
Ребята а сейчас я предлагаю поиграть в игру на
внимание .
Сосредоточим свое внимание , встанем в круг , выберем
ведущего , завяжем глаза . Ведущий должен по рукам , голове определить , кто
рядом с ним . А мы , ребята будем ему помогать , если
он будет
затруднятся . Мы должны
описать человека , до которого он дотронулся , но называть будем только
его добрые поступки , определять
его внешность , характеризовать
положительные черты характера .( 3 - 4
раза )
Итог игры .
Ребята , вы были внимательны
и сосредоточены , вы хорошо
знаете своих друзей одноклассников , поэтому справились
с заданиями неплохо .
Следующая наша игра
« Конверт откровений »(показ конверта)
В этой игре мы с вами
поучимся критически
анализировать свое поведение и поведение
своих товарищей .
Итак слушаем
внимательно , что скажет «
конверт » к доске я приглашаю .........
Твой друг заболел , не ходит в школу ,как ты поступишь ?
( буду навещать его ,
расскажу о жизни в школе , принесу
задание , объясню , помогу выполнить его
,выполню его просьбы, постараюсь поднять его настроение )
Расскажи , как в вашей
группе мальчики относятся к девочкам ? Есть ли у вас рыцари в
классе ?
( Иногда мальчики
обижают девочек . Мне кажется у
нас есть в классе « рыцарь » он всегда вежливый
внимательный с девочками ,
поможет открыть дверь , пропускает девочек вперед , помогает во всем )
Ты идешь мимо
дерутся два малыша . Твои действия
( разберусь в конфликте , постараюсь помирить , объяснить , кто неправ
и как надо правильно поступать )
Часто ли в
вашей группе оскорбляют друг друга и как ты
к этому относишься ?
( Иногда оскорбляют , чаще всего мальчики . Мне не нравится
такое поведение .Стараюсь объяснить что это не красиво и очень обидно ,
тому , кого оскорбили )
Мальчики из 7 «А» класса играют в футбол . К ним подошел
Вова и спросил : « Можно мне с вами
поиграть ? » Женя ответил « Ты будешь должен за это
свой полдник » Прав ли Женя ?
( Конечно , Женя неправ . В такой же ситуации может оказаться
он сам .Думаю , что ему не
понравилось бы такое условие и
тогда он
задумается о своем плохом поступке )
Итог
игры . Ребята , вы
постарались ответить на все
вопросы « конверта откровений » считаю, что ваши
ответы были откровенные и
критические Вы признали свои ошибки и ошибки своих товарищей , отметили
положительные моменты .
А сейчас я предлагаю упражнение для младших
учеников а старшие нам помогут .
Итог занятия.
Ребята , как
вы думаете , мы выполнили цели , которые ставили
в начале занятия? Я согласна с вами , мы еще раз
вспомнили , какими нам всем нужно быть , чтобы класс был
дружным . Я думаю что занятие
было полезным для вас и все вы
постарались избавиться от недостатков , которые у вас еще есть , меньше будет обид и ссор , будет царить согласие , взаимопонимание . Надеюсь , вы
никогда не будете забывать
правил дружбы и будете настоящими
товарищами и добрыми друзьями .
Давайте
встанем и скажем друг другу слова известного героя , терпеливого и добрейшего кота Леопольда « Ребята , давайте жить дружно !
Хочется отметить что на
занятии сегодня все были очень внимательными . Молодцы !Все выполнили правило
над которым мы работаем .